Раньше люди нуждались в продуктах, чтобы выжить.
Теперь продукты нуждаются в людях, чтобы выжить.

Николас Джонсон

HDV: для всех?

Главная премьера на рынке профессионального видеооборудования в 2005 году – новый формат записи HDV. Сначала компания Sony представила свою линейку оборудования, чуть позже JVC приковывает внимание посетителей на NAB 2005 первым в мире плечевым HDV камкордером со сменной оптикой. Сейчас, когда ажиотаж немного спал, можно спокойно разобраться и понять, что же это за «доступное ТВЧ производство» и для каких именно задач предназначен этот формат.

Формат записи видео HDV был разработан и впервые представлен в сентябре 2003 году компаниями Sony, JVC, Canon и Sharp. Основная идея формата – запись видеосигнала высокой четкости (High Definition) на MiniDV кассету. Даже сама аббревиатура HDV представляет собой слияние слов HD и DV. Разумеется, некомпрессированный HD сигнал с цветопредставлением 4:2:2 или 4:4:4 записать на DV ленту не удастся. Необходимо либо использовать совершенно другие носители, дорогую и сложную техническую часть для обработки таких потоков данных, что в итоге приведет к стоимости оборудования, сравнимой с HDCAM или DVCPRO HD, либо использовать компрессию.

В стандарте HDV на ленту записывается сигнал с цветопредставлением 4:2:0 и межкадровым сжатием (с англ. – Interframe) MPEG-2 Video профиль и уровень MP@H-14. При межкадровом сжатии, известном также как MPEG-2 IBP, изображение представляется в виде длинной GOP (Long Group of Pictures) последовательности кадров. Суть сжатия заключается в том, что на несколько кадров записывается лишь один ключевой “I” кадр, который полностью описывает изображение. «Предсказанные» или “P” (predicted) кадры описывают движение от предыдущего I или P кадра. Формирование “B” (bi-directional) кадров происходит после анализа предыдущего и последующего изображения. Применение межкадрового сжатия позволяет существенно уменьшить поток данных. Помимо естественного снижения качества изображения и возможного появления так называемых «артефактов» у данного формата записи есть еще одна «врожденная» особенность – невозможность линейного монтажа.

На самом деле формата HDV два, HDV-1 и HDV-2. Компания Sony использует в одноименной линейке оборудования формат HDV-2. На ленту записывается чересстрочный (англ. – interlaced) сигнал 1080i с частотой 25 или 30 кадров в секунду. Размер кадра – 1440 x 1080 пикселей, а не 1920 x 1080 как у «настоящего» HD 1080i изображения. Плотность потока записываемых данных составляет 25 Мбит/с, то есть ровно столько же, сколько и у стандартного DV сигнала. JVC Professional при подготовке линейки доступного ТВЧ оборудования ProHD пошла другим путем. Формат записи, используемый в камкордере GY-HD100 и рекордере BR-HD50 называется HDV-1. В чем принципиальное отличие? Во-первых, на ленту записывается прогрессивный сигнал 720p. Размер изображения – 1280 x 720 пикселей, частота кадров – 24, 25 или 30 Гц. Величина потока данных несколько меньше, чем у HDV-2, и составляет 19.8 Мбит/с.

Еще одно различие между двумя HDV форматами заключается в особенностях расположения данных на ленте. В формате HDV-1 запись на ленту производится практически так же, как и в DV формате. Вместо DV видео записывается MPEG-2 видеосигнал и компрессированный аудио сигнал MP2 (MPEG-1 Layer 2). В аудио сегменте записываются  те же два канала аудио, но уже без компрессии, в формате PCM 48кГц, 16 бит. В отдельной области записывается  служебная информация (временной код и пр.). В формате HDV-2 «аудио» сегмент на ленте попросту пустует. Записывается только компрессированный MP2 звук.

Говорить о том, какой именно формат обеспечивает лучшее качество и наиболее предпочтителен, сложно. Казалось бы, сигнал 1080i обеспечивает намного большее разрешение, чем 720p. Однако, в силу ряда особенностей и ограничивающих факторов горизонтальное разрешение у сигнала HDV 1080i реально выше всего на 30 линий. Однако, следует учитывать еще и то обстоятельство, что практически все устройства отображения сигналов – проекторы, ЖК и плазменные панели – отображают именно прогрессивный сигнал. То есть, даже если на вход устройства подается чересстрочный сигнал, сначала происходит его преобразование в «прогрессив», а уже потом происходит его отображение. Это означает, что, несмотря на имеющееся преимущество в разрешении сигнала на ленте, при просмотре мы этой разницы можем и не увидеть.

Важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание при выборе оборудования: форматы HDV 720p и 1080i на сегодняшний день не совместимы по воспроизведению. Сигнал, записанный в 720p не будет воспроизводиться на оборудовании формата 1080i, и наоборот. 

Однако качество изображения определяется не только форматом записи, но и самим оборудованием, на котором производится его запись. А есть еще и другие параметры, по которым производится выбор того или иного оборудования – функциональные возможности, эргономика, цена, наконец. Съемочное и записывающее оборудование формата HDV выпускается на сегодняшний день тремя компаниями: Sony, JVC Professional и Canon. Начнем по порядку.

 

Sony 

 Линейка HDV оборудования компании Sony первоначально включала трехматричный камкордер HVR-Z1 и рекордер HVR-M10. Позднее к ним присоединился компактный “palm” камкордер HVR-A1. Формально на профессиональном рынке встречаются и бытовые версии – камеры HDR-FX1 и HDR-HC1, но в этом обзоре мы их затрагивать не станем.

Трехматричный камкордер HVR-Z1 внешне напоминает модели DSR-PD150/170. Модель отличается хорошо продуманной эргономикой, однако сам камкордер выполнен как «ручная» модель, что заставляет задуматься о приобретении системы стабилизации при длительной съемке «с руки». Объектив Carl Zeiss с 12-кратным увеличением смонтирован непосредственно в корпусе камкордера. Камкордер позволяет осуществлять съемку как в HDV, так и в стандартном разрешении, в формате DVCAM или DV. Шесть назначаемых кнопок на корпусе камкордера обеспечат оперативный доступ к часто используемым настройкам. Для съемки кино и сериалов имеются специальный режим Cineframe имитации прогрессивного изображения и специальная цветовая гамма Cinematone Gamma.

Видео выходы – i.LINK (HDV 1080i, DV), компонентный, композит, S-Video. Для дистанционного управления можно использовать интерфейс LANC.

Компактный камкордер HVR-A1 вместо традиционных ПЗС матриц оснащен светочувствительным элементом нового поколения – CMOS сенсором. Функциональные возможности младшей модели аналогичны камкордеру HVR-Z1. Излишняя компактность камеры привела к тому, что количество кнопочных органов управления сведено к минимому, а доступ к функциям и настройкам осуществляется через меню при помощи сенсорного ЖК экрана размером 2.7 дюймов, что доставляет определенные неудобства при работе. Обе модели имеют компонентный, композитный, S-Video и i.LINK (IEEE 1394) видео выходы. С компонентного выхода при помощи встроенного конвертора могут быть «сняты» сигналы 1080i 50 или 60 Гц, 576i и 576p.

Видео рекордер пока один - Sony HVR-M10. В компактном корпусе устройство удалось разместить просмотровый 3.5’’ ЖК экран. Еще одна приятная особенность – возможность работы от аккумулятора в полевых условиях. Рекордер позволяет осуществлять запись и воспроизведение в форматах HDV 1080i, DVCAM и DV (SP). Набор интерфейсов аналогичен камкордерам Sony HDV. В июне 2006 года рекордер HVR-M10 уступит место сразу двум новым моделям - HVR-M25 и HVR-M15.  

 

JVC Professional

Первый компактный ТВЧ камкордер JVC представила еще в конце 2003 года. Однако модель JY-HD10 явно опередила время и практически не пользовалась спросом. Проанализировав потребности профессионального рынка и приняв во внимания все замечания в адрес первой модели доступного HD камкордера, JVC начала производство оборудования для доступного ТВЧ производства ProHD: камкордер GY-HD100 со сменной оптикой и рекордер BR-HD50. Камкордер GY-HD100 оснащается 1/3-дюймовыми матрицами с прогрессивным сканированием. Записываемые на Mini-кассету сигналы – HDV (720p; 24, 25 или 30 к/с) или DV. Камкордер поставляется в комплекте с 16-кратным High Definition объективом Fujinon, однако вместо него может использоваться любой другой объектив с 1/3’’ байонетным креплением. Преимущества в использовании сменной оптики очевидны: возможность выбора объектива под конкретные задачи, полное и привычное профессиональному оператору механическое управление всеми настройками. Кроме того, как производитель, так и сторонние компании уже предлагают массу различных аксессуаров и адаптеров для использования на камере 1/2-, 2/3-дюймовых, а также кино объективов. Конструктивно ProHD камкордер GY-HD100 выполнен как плечевой, что одновременно и обеспечивает удобство при съемке, и роднит камеру со старшими моделями. Помочь оператору правильно настроить «фокус» при съемке призвана специальная функция Focus Assist. Функция Smooth Motion позволит избежать «строба» при съемке. Операторские настройки могут быть сохранены на SD карте памяти. Камкордер выпускается в двух версиях: с HDV выходом (модель GY-HD100) и HDV входом/выходом (GY-HD101). И та, и другая версия камкордера могут быть дополнительно укомплектованы накамерным дисковым рекордером DR-HD100. На компактное устройство с жестким диском объемом 40 или 80 Гбайт можно записать от 3.5 до 7 часов видео в формате HDV. При использовании дискового рекордера возможности камеры дополняются функциями циклической и предварительной («ретро») записи. Основное преимущество записи на жесткий диск хорошо известно – отснятый материал сразу готов для дальнейшего монтажа.

Студийный рекордер BR-HD50 способен работать в HDV (720p) и DV форматах, а также воспроизводить записи DVCAM. Кассетоприемник рассчитан как на Mini, так и стандартные DV кассеты. Помимо IEEE 1394, композитного, S-video и компонентного выходов, BR-HD50 оснащен еще и HDMI интерфейсом для передачи цифровых сигналов без потерь на устройства отображения.

 

Canon

HDV камкордера от Canon ждали долго. Первая информация просочилась за несколько дней до выставки IBC 2005. Как и ожидалось, XL H1 конструктивно повторяет популярный MiniDV камкордер Canon DM-XL2. Камера оснащается сменной 20-кратной HD оптикой с оптическим стабилизатором изображения и фирменным креплением XL. Светочувствительный элемент – три 1/3-дюймовые матрицы с эффективным разрешением 1.56 млн. точек, что больше чем у Sony и JVC, обеспечивает превосходную детализацию изображения. Формат записи в режиме высокой четкости – как у оборудования Sony, HDV 1080i. Прогрессивного сканирования у этого камкордера нет. Зато есть «имитирующие» режимы 25F, а опционально – 24F и 30F. Главное отличие HDV камкордера Canon от конкурентов – наличие выхода некомпрессированного сигнала HD-SDI, входа Genlock, а также входа и выхода временного кода, что удобно при студийной применении камеры, а также делает возможной запись несжатого ТВЧ видео сигнала на какое-либо внешнее устройство. При съемке кино пригодятся многочисленные настройки гаммы и матрицы цвета. Видоискатель совмещен с небольшим 2.4-дюймовым ЖК экраном, что несколько затрудняет процесс работы. Для помощи при фокусировке также имеется функция усиления контуров и увеличения участков изображения Focus Assist.

Розничная цена Canon XL H1 чуть ниже $9 тыс., что практически на треть дороже конкурентов.


Авторы обзора не пытались сравнить несравнимое. Каждая модель предназначена для определенной области применения, и каждый заказчик должен самостоятельно решить, оборудование какого производителя и какой модели в полной мере удовлетворяет его требованиям. Цель данного обзора – донести до пользователей особенности формата HDV и перечислить принципиальные различия между оборудованием различных брэндов. Многочисленные независимые тесты, а также опыт эксплуатации показывают, что HDV оборудование позволяет добиться очень неплохих результатов при относительно небольших затратах. Так что если Вы хотите работать в формате изображения высокой четкости, но не располагаете достаточными средствами для покупки оборудования класса HDCAM или DVCPROHD, или в случае, если вам необходимо проводить съемки в экстремальных условиях, где «тяжелая» аппаратуре не применима, обратите свое внимание на HDV. Благо, выбор становится все обширнее.

Сравнительная таблица технических характеристик HDV камкордеров:

 

JVC GY-HD100E

Sony HVR-Z1E

Canon XL H1

Ориентировочная цена
прайс-листа

5800 евро
$ 6280
$ 8700

 

Тип кассеты

MiniDV

Записываемые сигналы (DV)

576/50i
576/25p
16:9 / 4:3
576/50i
480/60i (NTSC)
16:9 / 4:3
576/50i
16:9 / 4:3

Записываемые сигналы (HDV)

720/30p
720/25p
720/24p 576/50p
576/60p
1080/50i
1080/60i
1080/50i
1080/60i

Оптика, светочувствительный элемент

Объектив

Fujinon Th 16x5.5BRMU

Carl Zeiss Vario Sonar T

Canon HD 20x L IS

Тип

Съемный объектив, байонетное крепление

Несъемный

Съемный объектив с XL креплением

Зум / Фокусное расстояние

16x / 5.5 – 88 мм

12x / 4.5 – 54 мм

20x / 5.4 – 108 мм

Диафрагма

Плавная регулировка в диапазоне f1.4-f16
f1.6 – f11.24 положения
8 ступеней, начиная с f1.6

ND фильтры

2
2
2

Светочувствительный элемент

3x 1/3’’ ПЗС матрицы формата 16:9

Количество пикселей

3x 1 100 000
3x 1 120 000
3x 1 670 000

Эффект. кол-во пикселей
(в формате 16:9)

3x 921 600
(1280 x 720)
3x 1 070 000
(960 x 1080)
3x 1 560 000
(1440 x 1080)

Скорость электронного завтвора

1/6–1/10000с
1/3 – 1/1000c
1/3 - 1/16000с

LCD экран

3.5’’ 250 000 пикселей (4:3)
3,5’’ 250 000 пикселей (16:9)

 

2.4” 215 000 пикселей
(16:9)

Видоискатель

230 000 пикселей (4:3)
250 000 пикселей (16:9)

Интерфейсы (вход / выход)

Композитный выход

+
+
+

Компонентный выход

+
+
+

S-Video выход

+
+
+

Firewire IEEE 1394

+ (GY-HD101) / +
+ / +
+ / +

HD-SDI / SD-SDI

-
-
+

Конвертор сигналов HDV / DV

на IEEE 1394

-
Есть (выбор 16:9 или 4:3)
-

Форматы сигналов на компонентном выходе

576i / 576p / 720p / 1080i
576i / 576p / 1080i
576i / 1080i

LANC / выход на наушники

- / +
+ / +
+ / +

Общие параметры

Электропитание и энергопотребление

7.2 В / 16.5Вт

7.2 В / 8Вт

7.4 В / 7.8Вт

Габариты

235 x 232 x 341 мм

151 x 181 x 365 мм

226 x 220 x 496 мм

Масса без аккумулятора

Около 3 кг

Около 2.1 кг

Около 3.5 кг

 
 
Александр Филиппов
ООО «Профессиональные Телевизионные Системы»
Опубликовано в  журнале "Broadcasting" №3 2006

назад

Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные - чуть погодя.
Rambler's Top100